Вера и Церковь О страхе Божием Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: Покаяние есть корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань. Преподобный Исаак Сирин Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что Сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. Бойся Бога, говорит Премудрый, и заповеди Его храни Еккл.

Святые Отцы о страхе Божьем и смертной памяти

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал: Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия 1Кор. Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им.

Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий… Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… Лк.

Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния.

О страхе Божьем. Каждое утро еврей сразу по пробуждении благодарит Всевышнего, возвратившего ему жизнеспособность, омывает руки и.

Страх Божий — это совершенно новое, не известное плотскому грешному, страстному человеку духовное чувство. Оно возникает тогда, когда предочищенный покаянием человек получает его, как один из важнейших даров Духа Святого. Страх Божий возникает от ощущения присутствия Живого, безграничного, безконечного и совершенного Бога. Когда человек видит несоизмеримость себя, конечного, и Его безконечность и безпредельность, он переживает это чувством страха Божьего или ужаса Божьего.

Только тогда он впервые на своем опыте познает, кто есть Бог, и кто есть на Его Фоне он сам. Тогда он видит себя вполне грешным, негодным, мерзким и недостойным никакого блага, включая жизнь. Тогда он естественно признает себя повинным любой казни и любого наказания и желает лишь того, чтобы Бог прекратил его существование.

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей [1] что она - Бог [2] , начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием.

Слово о страхе Божием и о любви Божией. Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы.

Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: Не бояться смерти, не бояться того, чего больше всего боятся люди; бояться Бога, вместо страха смерти иметь страх Божий. Все ли боятся смерти? Да, огромное большинство людей боится смерти, и нет для них страха больше, чем страх смерти. Но были и есть и такие, которые больше смерти боятся Бога, боятся в чем-либо прогневать Бога, боятся чем-нибудь нарушить заповеди Его. Было много преподобных, отшельников, монахов, которые старались ни в чем не прогневать Бога и все помыслы ума своего, и все стремления сердца своего направлять только к тому, чтобы исполнить заповеди Христовы.

Такие рабы Божии не только не боялись смерти, но смерть встречали с радостью; они часто умирали, стоя на коленях пред образом Божиим, на молитве умирали, во время богослужения умирали.

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Игнатий Брянчанинов , свт. Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Лествица добродетелей утверждена на страхе Божием, но если смирение ее первая ступень, то страх Божий, будучи «началом премудрости» (Пс. ; .

В то же время мы должны любить Бога, а в любви нет страха 1Иоан. Но как могут совмещаться в одном сердце и любовь, и страх? Что такое страх Божий? Существует такое мнение, что страх Божий нужен только в начале христианского пути, так как он является началом мудрости. Человек сначала боится Бога, потом обращается к Нему и начинает любить, а любовь изгоняет страх, и он живет в любви, а не в страхе. Сделав грех, Адам спрятался от Бога и, когда Он заговорил с ним, сказал: К этому ли страху призывает нас Библия?

Это не страх Божий, а страх перед Богом. Между страхом Божьим и страхом перед Богом есть разница. Страх перед Богом — это страх наказания. Страх Божий — это сознание ответственности за свое состояние и поступки, благоговение перед Господом. Из слов Апостола Павла видно, что страх Господень — это сознание того, что нам должно явиться на суд.

Однако страх Господень не мучит возрожденного человека, так как вера в прощение грехов освобождает от чувства вины и возмездия за грех. Возрождению предшествует сознание греховности, виновности, достойной осуждения от Бога.

О страхе Божием.О страхе будущего мучения ..

Следующая глава Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме:

Илия, дивный муж, сгорая ревностью и страхом Божиим, подвигнутый на истребление нечестивых, как Бог повелел небу, и оно услышало слово его:" Не.

В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: Бойся Бога, говорит Премудрый, и заповеди Его храни Еккл. А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твоё всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему всё делать будешь хорошо.

А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских.

Сокровищница духовной мудрости

Возможны некоторые технические неполадки. Его природа — неизъяснима психологией. В нем, страхе этом, нет ничего общего с животным.

Труд священномученика Сергия Мечёва «О страхе Божием». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах MOBI, .

Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание. Страх Господень ослабляет страсти. Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его. Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать. Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой. Великий свет в душе - страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.

В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится.

Приход храма во имя иконы Божией Матери"Всех скорбящих Радость"

Мы уже рассуждали о том, что такое свобода. Теперь, беседуя о страхе Божием, попытаемся для начала разобраться, что такое страх сам по себе, потому что страх Божий — категория для мира сего совершенно непонятная. В Соборном послании святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова написано, и авва Дорофей цитирует эти строки: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.

Боящийся несовершен в любви 1 Ин. Это — великие слова, и тем не менее мы говорим о страхе Божием как об одном из основных понятий духовной жизни, благочестия и аскетики.

Любовь есть достояние совершенных, а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий.

О страхе Божием Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему.

Авва Дорофей - о страхе Божием

Аскетические опыты, том 2 Слово о страхе Божием и о любви Божией Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного.

Татьяна Дорохова21 мая , Пусть каждый найдет свой путь! Лена16 января , Мария23 марта , Я раба Мария хочу спаститься, прости меня Господи прости пожалуйста за всё и за всех Сергей15 января , Михаил10 июня , Не учто все действиетльно так должно быть? Неучто человек должен врать и идти по головам, чтобы чего-то достич в этом мире? Неучто человек создан для того, чтобы жить как раб своей не приносящей удовольствие работы и бояться всего в этом мире гнева начальника, соседей, которые всегда чем-то не довольны, налоговой, бандитов и т.

Я очень долго искал ответы на свои вопросы, прочитал уйму книжек"доморощенных гениев" и везде находил только лишь одно, ТЫ сам и есть это всё и тебе никто не нужен, пошли всех проч, живи в своё удовольствие так как жизнь коротка, а что дальше никому не известно! Но что-то не давало мне покоя и я искал, искал и вот наконец нашол, то я что было так близко, а я не видел!

Я стал находить Бога! Я верил в него конечно и никогда не отрицал, но сейчас я начинаю открывать Его для себя заново!

Патриарх Кирилл о страхе Божием